М.Ю.Ульянов.

БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРЕДЕЛ
Жизнь мастера Дэн Цзе

"Гунфу" N3/2002

публикуется с разрешения редакции журнала

Мастеру Дэн Цзе в этом году исполнилось 86 лет, он является одним из прямых учеников прославленного Чэнь Факэ, познакомившего мир с тайцзицюань семьи Чэнь из провинции Хэнань.

Вся жизнь Дэн Цзе была связана с военным делом и воинскими искусствами. Его детство и юность прошли в годы подъема китайских боевых искусств (20 — 30 гг.) Тогда в Китае еще были сильны традиции боевого ушу и одновременно началось движение за массовое ушу, целью которого были оздоровление и поднятие духа нации. Это было время, когда достоянием общественности становились многие, дотоле закрытые стили и техники. Тогда же началось научное изучение истории ушу.

Дэн Цзе начал заниматься боевыми искусствами с шести лет под руководством своего отца. Он интенсивно практиковал несколько внешних стилей: хэйхуцюань (кулак Черного тигра), фэйхуцюань (кулак Летящего тигра), хунцюань (кулак [семьи] Хун), эрланцюань (кулак двух молодцов), тайцзуцюань (кулак Первопредков), дитанцюань (кулак лежащего на земле), таньтуй. Кроме этого, он обучался обращению с холодным оружием — мечом, копьем и др. С детства Дэн Цзе окружала атмосфера культа воинского мастерства, мужества, благородства.

В 1932 г. в жизни мастера произошло знаменательное событие — под руководством Чэнь Факэ Дэн Цзе начал изучать тайцзицюань. Встреча с этим выдающимся человеком изменила всю его жизнь. До самой смерти учителя в 1957 г., несмотря на все жизненные трудности, он поддерживал связь с ним и по мере возможности помогал его семье.

По словам Дэн Цзе, Чэнь Факэ с учениками, как правило, занимался индивидуально. Дэн Цзе, как и большинство учеников, не видел, как тренируется сам Чэнь Факэ, он только знал, что это происходило практически в течение всего дня. Ученики приходили к нему домой не регулярно в установленные дни, а тогда, когда отрабатывали предыдущий материал. Чэнь Факэ проверял его усвоение, показывал новые движения, объяснял трактовки и т.п. Он обычно был весьма лаконичен, как и полагается настоящему воину, мало говорил, много показывал. Поскольку между семьей Дэна и Чэня были близкие отношения, Дэн Цзе часто оставался у него после тренировок.

В 1935 г. он поступил в Институт гошу провинции Хэбэй, где к 1938 г. получил специальное военное образование. В институте изучались традиции боевого искусства самых разных школ. Там под руководством опытных наставников Сюй Цзяфу и Гяо Сяньюня Дэн Цзе изучал бацзицюань (кулак Восьми пределов), пигуа (прямые и округлые удары, наносимые сверху вниз), лоханьцюань (кулак Архата) и др. Там же совершенствовались его навыки владения холодным оружием и подручными предметами.

В зрелые годы мастеру пришлось пережить вместе со всем китайским народом все те сложности, которые преподнесла ему новейшая история — и японскую оккупацию, и приход к власти коммунистов. В сложный период реформ Мао 50—60 гг., в годы культурной революции 66—76 гг. Дэн Цзе досталась нелегкая судьба. Служа в армии и в органах правопорядка, он более 18 лет провел на северо-востоке Китая в провинции Хэйлунцзян, при этом в коммунистическую партию не вступал.

Всю свою жизнь, какие бы направления китайского ушу ни изучал Дэн Цзе, основным для него всегда было и остается занятие тайцзицюань. Именно эти занятия позволили ему пройти свой нелегкий путь. Более десяти раз он был на краю жизни и смерти, принимая единственно правильное решение, спасаясь ли от меча японского оккупанта или от гнева разгневанной толпы. Всегда и везде выжить ему помогали занятия боевыми искусствами.

Лишь в начале 80-х гг. его жизнь начала становиться спокойной. С 1980 г. он начал в Пекине преподавать Чэнь тайцзицюань.

Тайцзицюань, один из немногих стилей ушу, который оказался востребованным в обществе и приобрел сотни тысяч поклонников. Но носителем традиции являются единицы. Дэн Цзе — один из них.

Общаясь с Чэнь Факэ, который был другом и деловым компаньоном его отца, Дэн Цзе с детства видел, как и в каком направлении развивалось мастерство его учителя, для которого самым важным было увеличение возможностей боевого применения в каждой позиции комплекса. Будучи профессиональным военным, которому довелось на практике применить преимущества чэньского направления тайцзицюань как боевого стиля, он продолжал совершенствовать прикладную сторону.

Это очень важно, потому что из-за широкой популяризации тайцзи применимость этого искусства в бою утрачивается, многие воспринимают тайцзи только как оздоровительную гимнастику, что ошибочно.

Дэн Цзе часто повторял слова своего учителя, «в кулаке есть кулак, а в искусстве есть искусство» (цюаньчжун ю цюань, шучжун ю шу), которые он объяснял как напоминание о том, что нужно постоянно сохранять баланс между боевым и оздоровительным применением техники.

Каждое следующее поколение, руководствуясь мышлением тайцзицюань, должно вносить нечто новое, углубляя и развивая стиль. Так поступал и Дэн Цзе.

Идеология стиля основана на учении традиционной китайской философии о двух началах — Инь и Ян, отраженных на схеме Великого предела. Сама суть тайцзицюань заключается в возможности постоянных изменений. Опираясь на эту теорию, мастер исходил из базового требования тайцзицюань о «целостности» внутреннего и внешнего аспектов. Первое подразумевает целостность сознания и движения, второе — целостность движения тела, оно формулируется так: «Что-то одно пришло в движение — нет ничего, чтобы не двигалось» (и дун, у бу дун). Он руководствовался также учением китайской медицины о каналах и законах обращения Ци в организме человека, использовал «Книгу перемен».

Дэн Цзе, рассказывая о своем возрасте, говорил, что прожить столько лет он смог только благодаря занятиям тайцзицюань и что величайшее счастье человека, сохраняя здоровье, в преклонном ворасте быть окруженным любящими детьми, внуками и правнуками.

В настоящее время у него много учеников по всему Китаю, среди них есть и близкие, которые непосредственно перенимают его мастерство. Кроме того, у него зани-мается много иностранцев. У него охотно учатся искусству тайцзицюань «прикладники», те, кто занимается карате, боксом, дзюдо, разными видами борьбы и рукопашного боя. Это дает людям возможность расширить свою технику, найти способ гармонизации личности и духовного развития, а также, что сейчас очень важно для Китая, сохранить тайцзицюань как боевой стиль. Эпоксидный прозрачный наливной пол.

Hosted by uCoz